Как отличить ангажированный или заказной отзыв от реального отзыва?

+5
25-06-2014

Часто, приобретая через Интенет какие-то товары или услуги, мы перед покупкой составляем суждение, опираясь на обзоры или отзывы. Почти каждый электронный магазин предоставляет возможность оставить свой отзыв, не говоря о товарных аггрегаторах, например, market.yandex.ru. Но если «бумага все стерпит», то Интернет в этом смысле шагнул далеко вперед. И отзывы сейчас превратились во что-то иное, чем они были изначально: чьим-то частным мнением о предоставляемой услуге, о товаре, о сайте и т.п. Отзыв, обзор сейчас стали инструментом маркетинга, рычагом, которым управляют потребителем, т.е рекламным инструментом. Поэтому очень важно отличить реальный отзыв от инструмента манипуляции нашим выбором со стороны продавца или его конкурента.

И это очень сложный вопрос для Сети, как отличить заказной отзыв? В реальной жизни отличить ложь от правды бывает значительно проще, т.к. вместе с вербальной информацией мы получаем и очень много сигналов от собеседника (контекст, язык тела, интонации и пр.), которые позволяют с большой вероятностью трактовать полученную информацию как ложную или правдивую. А текстовая информация лишина всех этих невербальных данных. Что остается? Остается учиться читать между строк.

Кто участвует в написании отзывов? 

Во-первых, сам владелец объекта (товара, услуги, сайта и пр.) на который создается отзыв. Тут резонно ждать информации создающей положительную ауру вокруг объекта, создающей атмосферу доверия, побуждающую сделать покупку. Сам объект и его владелец и/или продавец «раскрашиваются» розовыми красками. 

Во-вторых, конкурент владельца. Его цели диаметрально обратны: создать атмосферу недоверия, нестабильности, скандала. Т.е. очерняется объект, его владелец и/или продавец.

В-третьих, обычные пользователи. Вот эти отзывы наиболее ценны, потому, что в общей своей массе они позволяют составить реальное представление об объекте, именно они несут полезную для нас информацию.

Проблема в том, что часто владельцы каких-либо ресурсов или продавцы нанимают третьих лиц для написания отзывов. Это делает отзывы разнообразными по своей форме и затрудняет возможность распознать обман.

Формы отзывов.

Крайне положительный или, реже, крайне отрицательный. Нужно понимать, что люди по своей природе жадны на похвалы и реально пишут положительные отзывы значительно реже, чем отрицательные. Поэтому наличие большого количества положительных отзывов без подробностей, в которых используются только общие фразы, не несущие реального опыта скорее всего выдают ложь. Совсем все прозрачно становится, если отзыв содержит координаты: телефоны, адреса сайта, групп соц. сетей и т.п. Вот пример такого отзыва:

Я являюсь постоянным клиентом компаний ----- так как привык доверять только им ремонт своего х6 . Дело в том что я заметил что у них работает только персонал с высокой квалификацией , да и оборудование довольно новое. Однако для меня огромный плюс еще то что мне достаточно позвонить на номер ------------- для того чтоб получить хороший совет при поломки авто на трассе.

Более изощренная группа отзывов - их можно назвать «ложка дегтя в бочке меда» - написанные по шаблону, например ААА...АбА...А, где А - большая похвала (прямая похвала, похвала в восхитительной степени), а - маленькая похвала, Б и б - соответственно порицание большое и маленькое. Т.е. схема отзыва такова: все отлично, но есть маленький минус (зачастую этим минусом выбирается то, что минусом и не является или является таковым только в очень экзотической ситуации) и снова - все отлично. Очень часто такое можно увидеть в интернет-магазинах, в отзывах на какие-то товары или услуги.

Нужно смотреть и на остальную массу отзывов. Какие они, зачастую они имеют один и тот же стиль, один и тот же шаблон. Кроме того, одного автора бывает возможно идентифицировать по однотипным орфографическим или пунктуационным ошибкам.

Часто дополнительную информацию об авторе отзыва можно узать из его профиля на сайте. Эта информация общедоступна, но неопытные авторы об этом не догадываются. Поэтому очень часто есть возможность разоблачить обман присмотревшись внимательнее к информации об авторах отзывов: электронный адрес, аватар (если не стандартная заглушка), IP-адрес остается один и тот же, хотя ник/имя разные, и отзывы тоже разные.

Уинстон Черчиль говорил, что умные люди учатся не на своих, а на чужих ошибках. А отзывы и обзоры - это способ узнать о недостатках той или иной вещи, т.е. это способ опереться на чужой опыт, способ научиться на чужих ошибках. Поэтому полный отказ от отзывов, наверное, неверный шаг. А в различении ангажированных и неправдивых отзавов вам помогут эти наблюдения и советы и главное - здравый смысл.

 

Комментарии (2)

  1. Lemur:
    Aug 12, 2014 at 08:45 AM

    Это уже все общеизвестно. Тот, кто думает перед тем, как кнопки нажимать и так отличит заказ от человеческого отзыва, а тот кто не думает - ему и незачем.

    Ответить

    1. Денис:
      Jan 25, 2016 at 10:44 AM

      Хорошая статья, часто и отзывы реальных пользователей (покупателей) воспринимают как заказные. Как пример в некоторых серьезных онлайн магазинах есть система защиты от заказных отзывах, (не реклама) как пример алиэкспресс. Там отзыв о товаре (продавце) возможно оставить только после получения товара на руки. И то возможно один раз это сделать.

      Ответить






Разрешённые теги: Добавить новый комментарий:


One, Two Freddy's coming for you
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика